Нормальный, технически исправный автомобиль никакой особой подготовки к зиме, собственно, не требует. Но это никоим образом не касается такого вопроса как выбор зимней резины. В регионах с реальной зимой, где лед и снег на дорогах в течение полугода – обычное явление, существуют лишь два варианта зимней «обувки» для автомобиля: липучка или шипы.
Выбор зимней резины — шипы или «липучка»?
Такой вариант, как езда на летней резине в данных условиях даже не рассматривается – это удел больных на всю голову потенциальных убийц и самоубийц. Всесезонная резина является приемлемым выбором для мест, где температура зимой редко опускается ниже нуля, а дороги вылизаны, как яйца у кота – но это, понятное дело, не про нас. Так что выбор зимней резины у нас — это выбор между шипованной зимней резиной и зимней резиной без шипов, так называемой «липучкой».
Технология производства автомобильных шин совершенствуется постоянно. Зимние шины без шипов по своим эксплуатационным характеристикам всё ближе подбираются к своим шипованным собратьям. Я не буду особо подробно рассматривать особенности устройства «липучки». Это, прежде всего, состав резины, остающейся мягкой при низкой температуре (что, впрочем, касается и шипованной зимней резины), да нарезка протектора на множество мелких ламелей, которые, расплющиваясь, создают увеличенное пятно контакта шины с дорогой.
Да, «липучка» претендует на некоторую универсальность, но ни по одному из таких параметров, как-то: длина тормозного пути и склонность к боковому заносу на льду, даже самая качественная «липучка» пока не способна конкурировать с хорошей шипованной резиной. Единственным достоинством зимней резины без шипов считаю меньший уровень шума при движении – и только. Что касается цены, то качественная липучка или шипы стоят примерно одинаково.
Выбор зимней резины без шипов оправдан для езды по городу, например — по Москве, где дороги зимой либо вычищены, либо представляют собой кашу из снега, грязи и химических реагентов. Если же вы часто выбираетесь за город и катаетесь по зимникам, то ответ на вопрос: липучка или шипы однозначен — конечно, шипы — разумеется, если в вашем регионе не запрещена эксплуатация шипованной резины.
К слову сказать, инициатива запрета шипованных шин в свое время исходила и от наших, в частности, некоторых московских не вполне адекватных депутатов: шипы, якобы, сильно портят дорожное покрытие. А может быть, при строительстве этих самых дорог просто попробовать поменьше воровать, а?
Теперь – о шипах. Мало кому сейчас придет в голову шиповать резину самостоятельно – разве только, когда с деньгами дела совсем плохи. Если вы все-таки решились на это безнадежное мероприятие, то следуйте нескольким правилам: чем шипов больше – тем лучше. Шипы должны быть равномерно разбросаны по плоскости протектора, а соседние не должны быть расположены на одной линии. Не всякую резину возможно ошиповать: с «липучкой», к примеру, этот номер не пройдет, поскольку там просто нет площадок для установки шипов. И еще: автомобиль должен быть обут в шипованную резину вкруговую. Шипы только на ведущей оси – полный дурдом.
Звучащие иногда советы по поводу обкатки новых шипованных шин типа: несколько сотен километров «тошнить» в щадящем режиме со скоростью не более 80 км/ч считаю лишенными рационального зерна. Если шип изначально установлен по технологии, то он и будет стоять как надо, а если установлен халтурно, то никакая обкатка ситуацию не спасет. Совет, возможно, актуален при кустарной установке шипов, когда шип может быть «недожат». Для качественных шин с фабричной ошиповкой обкатка бессмысленна. И еще: на автомобиле с постоянным полным приводом шипов вы, по понятным причинам, терять будете в разы меньше, нежели на «недоприводном» агрегате.
Лично у меня вопрос: липучка или шипы даже даже не возникает — шипы, однозначно, потому как Сибирь — она Сибирь и есть. И напоследок – о собственном опыте эксплуатации шипованной резины.
Зимние шины Nokian Hakkapeliitta
Эксплуатировал три поколения этой зимней резины. Хороший выбор. Долго держит шипы. Несколько шумновата. Сейчас езжу на седьмой «Хакке» с шестигранным шипом, пока впечатления положительные. Шины совсем еще новые, а потому о живучести говорить рано.
Зимние шины Gislawed Nord Frost
Самые любимые мои зимние шины. Также ездил на трех поколениях, начиная со второго. Идеальный выбор зимней резины для поклонников агрессивного стиля езды. Шины предсказуемы в любых ситуациях и довольно тихие. Минус: шипы теряются быстрее, чем на Hakkapeliitta. Отказался от этих шин в пользу «Хакки» лишь потому, что в линейке Nord Frost остутствуют шины соответствующего типоразмера для моего нынешнего автомобиля.
Зимние шины Continental Winter Wiking
Эксплуатировал только первую генерацию этих шин. Хорошо тормозят на льду. В боковом сносе ведут себя не ахти, но для спокойных водителей приемлемо. Шины — не самые дорогие, вполне стоят своих денег. Уровень шума – примерно на уровне Nokian Hakkapeliitta V. Шип держат на «отлично» – равных им по долговечности просто не имел.
Зимние шины Amtel
Наше – оно наше и есть, хоть и лицензионное. Не ужас — но посредственность во всех отношениях. На скоростях 80-90 км/ч шины ревут, как истребитель на взлете. Главное достоинство – низкая цена. Хотя, сказать по совести, эти шины являются огромным шагом вперед относительно старой шипованной «Таганки». Для владельцев нашей «классики» или «девяток-десяток» выбор зимней резины Amtel вполне оправдан, поскольку обувать эти изделия нашего автопрома в шины именитых производителей не вижу смысла ни в экономическом, ни в практическом плане.