Автоматическая коробка передач современного автомобиля очень надежное устройство, невероятно облегчающее жизнь автовладельцу, особенно в условиях мегаполиса. Автомобиль с коробкой «автомат» для начинающих водителей вообще представляется идеальным вариантом, правда, при условии, что человек впоследствии будет ездить исключительно на «автоматах».
АКПП, как правило, имеет ресурс, сравнимый со сроком службы всего автомобиля. Но, как и всё в мире, АКПП при небрежной и неумелой эксплуатации можно вывести из строя досрочно. Восстановительный ремонт автоматической коробки – удовольствие не самое дешевое и произвести его своими руками в гаражных условиях не представляется возможным.
Правильная эксплуатации АКПП убережет вас от неожиданных и весьма чувствительных финансовых затрат.
Правильная Эксплуатация АКПП
Оговорюсь сразу: речь пойдет только о классических гидротрансформаторных АКПП. «Роботы» и вариаторные трансмиссии имеют свои особенности эксплуатации, о которых нужно говорить отдельно.
Перед тем, как начать рассматривать особенности эксплуатации АКПП, необходимо остановиться на режимах, которые вы включаете при установке рычага коробки в то или иное положение.
«Р» (parking) – режим парковки, при котором блокируются ведущие колеса автомобиля. Сама гидромеханическая трансмиссия в этом положении рычага работает в режиме «N»
«R» (reverse) – включение режима движения задним ходом.
«N» (neutral) – нейтральная передача. Крутящий момент к ведущим колесам не передается, они не заблокированы.
«D» (drive) – основной режим при эксплуатации автомобиля. Передачи автоматически переключаются во всем диапазоне от нижней передачи до высшей, и наоборот.
«3», «2», «1» — режимы, ограничивающие диапазон переключение передач. Цифры указывают на максимальную передачу, включение которой возможно в этом режиме эксплуатации.
Здесь возможны варианты в зависимости от типа коробки автомобиля. В самых простых «автоматах» эти режимы могут отсутствовать начисто.
В некоторых коробках присутствует так называемый «зимний режим», при котором автомобиль начинает движение со второй передачи и режим «спорт» — переключение передач происходит при более высоких оборотах двигателя.
На заглушенном автомобиле рычаг, как правило, находится в режиме «Р». Перевести его в другое положение при выключенном двигателе можно, нажав специальную кнопку разблокировки. Завести автомобиль ключом зажигания возможно только в положении рычага «Р».
Фиксатор режимов не позволяет перевести рычаг переключения из одного положения в другое. Исключение – режим «N» в режим «D» (и сопутствующие ему «3», «2», «1» и т.д.) и наоборот.>
Конструктивно фиксатор выполнен в виде кнопки на ручке рычага, либо — что чаще встречается на современных автомобилях – в виде гребенки на крышке коробки под рычагом.
Трогаться с места, производить переключение между режимами «D» и «R» можно только при неподвижно стоящем автомобиле и нажатой педали тормоза. После перевода рычага в нужный режим движения, педаль тормоза следует отпускать только после полного включения режима – это будет заметно по легкому толчку и некоторому снижению оборотов двигателя.
Вопреки расхожему мнению, нет никакой необходимости при переключении между режимами «D» и «R» задерживать рычаг АКПП в положении «N». Также не стоит переключаться в режим «N» и при коротких остановках — например, на светофорах и перекрестках.
Вообще следует запомнить, что режим «N» используется исключительно при буксировке автомобиля, либо для разблокировки ведущей оси во время проведения ремонтных или профилактических работ. Не рекомендуется буксировка автомобиля с АКПП на расстояние больше 50 км и со скоростью выше 50 км/ч.
Режим «D» — основной при эксплуатации автомобиля с АКПП. Иногда встречаются коробки с режимом «O/D» (overdrive) – повышающая передача. В городских условиях эксплуатации этот режим не нужен, его следует отключить.
Понижающие режимы «3», «2», «1» используются при движении в тяжелых условиях эксплуатации, в горах. Торможение двигателем на длинных спусках, при гололеде достигается включением режимов «2», «1». При переключениях АКПП из режима «D» в режимы пониженных передач и обратно, как, впрочем, и при переключении в любые другие режимы, не нужно нажимать педаль газа.
Режим «2» можно включать на скорости не более 80 км/ч, режим «1» — не более 50 км/ч.
Режим «Р» можно включать только после полной остановки автомобиля. Включение режима «Р» в движении приведет к быстрому выходу коробки из строя.
При резком нажатии на педаль газа во время движения, АКПП переключается на одну, а то и на две передачи вниз, что улучшает разгонную динамику. Не следует при эксплуатации этим режимом (кик даун) злоупотреблять – слишком частое его использование сокращает жизнь коробке, как и постоянная эксплуатация АКПП в режиме «тапку в пол». АКПП как, впрочем, и механическая КПП, любят размеренный стиль вождения – в этом залог их долговечности.
Тупо газовать на застрявшем автомобиле с автоматической коробкой вредно и бесполезно (как, впрочем, и на автомобиле с «механикой). Здесь, как и на автомобиле с МКПП, придется использовать метод раскачки вперед – назад. Но вот осуществить на практике этот метод здесь гораздо сложнее, потому как переключать между собой режимы «D» и «R» без полной остановки нельзя – это делается в верхней точке, после остановки автомобиля тормозом.
Нельзя, да и нет абсолютно никакой необходимости на автомобиле с «автоматом» нажимать на педали тормоза и газа одновременно.
Эксплуатация автомобиля при высоких оборотах на холодной АКПП, переключение режимов на высоких оборотах – вот еще пара факторов, которые быстро угробят вашу коробку.
Ну вот, пожалуй, и все. Соблюдай правила эксплуатации АКПП, умей вовремя выбирать нужные режимы, и автомобиль будет жить долго и счастливо.
Да, вот еще: часто спрашивают, можно ли завести автомобиль, оснащенный АКПП «с толкача»?
Отвечаю: иногда это возможно. Описано здесь: как завести с толкача автомобиль с АКПП. Но это — если совсем не жалко автомобиль, или если просто нет другого выхода. Правила эксплуатации АКПП запрещают это однозначно.